Словарь
для
поиска нажмите Ctrl + F
А-ШИБУРИ
— японское название разновидности складного батика.
АЭРОГРАФ —
прибор для равномерного разбрызгивания краски. Может быть заменен
пульверизатором или автомобильными аэрозолями.
БАГЕТ — рейка
со сложным профилем для изготовления рам.
БАН-ДАН
— индийское название разновидности узелкового батика - техники
крашения ткани.
БАТИК
— способ украшения ткани с помощью расплавленного воска. Родиной
его считается Индонезия. В настоящее время словом батик обозначают
практически все виды ручной росписи ткани.
ВОДЯНАЯ БАНЯ
— устройство из двух подходящих по размеру емкостей: в большую
наливается вода, во вставляемую в нее меньшую кладется нужное
вещество, которое нужно поддерживать при постоянной температуре,
не доводя до кипения. Используется для приготовления резерва
и поддержания в горячем состоянии восковой массы для «горячего»
батика.
ВОРОНКА —
металлическая конус на теплоизолирующей ручке и с узким отверстием
внизу конуса. Применяется в «горячем» батике как аналог древнего
прибора
«тьянтинг».
ВОСК, ВОСКОВАЯ МАССА
— специальный резервирующий состав для «горячего»
батика, в который пчелиный или искусственный воск входит в качестве
одного из компонентов. Восковая резервирующая масса для краткости
часто называется воском.
ГЛАВНЫЕ ЦВЕТА
— желтый, синий, красный и зеленый; главными называются потому,
что все остальные цвета цветового круга являются их производными.
ГРУНТОВКА —
покрытие ткани специальным составом для меньшего впитывания
красителя. Применяется чаще всего при свободной росписи.
ДЕКОРАТИВНАЯ КОМПОЗИЦИЯ
— способ расположения на плоскости декоративных
элементов, их взаимосвязь.
ЗАГУСТКИ —
специальные прозрачные пасты, к которым добавляют краситель
и тем самым приготовляют пасты для печатания.
ЗАПАРИВАНИЕ
— процесс закрепления красителей на ткани с помощью пара.
ЗАРИСОВКА
— стилизованное изображение природной или иной формы в целях
дальнейшего использования в создании композиции.
КОНТРАСТНЫЕ ЦВЕТА
— цвета, расположенные на противоположных концах диаметров цветового
круга.
КРАКЛЕ —
сетка трещин, возникающая на ткани при работе в технике горячего
батика. Иногда создается специально и используется как отдельный
эффект.
КУБОВАЯ НАБОЙКА
— получила свое название от куба — чана с красителем индиго,
в котором окрашивалась ткань с нанесенным набивным способом
узором.
КУПОН
— расположение орнамента на ткани вдоль одного края полотна
с постепенным переходом в фон; иногда имеет отклик на противоположной
стороне полотна.
МОТИВ
— основной элемент построения орнамента или декоративной композиции.
В последней часто является композиционным и эмоциональным центром.
МОЧЕВИНА —
химическое вещество, удобрение. В росписи ткани используется
для создания специального эффекта.
НАБОЙКА —
способ украшения ткани. Название получила от процесса работы,
когда по доске с рисунком, наложенной на ткань, ударяли деревянными
молотками для лучшего проникновения красителя в ткань.
ОБВЯЗКИ
— веревки или шнуры, с помощью которых в узелковом батике создается
узор путем перетягивания и обвязывания некоторых участков ткани.
ОБНОВЛЕНИЕ ИЗДЕЛИЯ —
сокрытие различных дефектов с помощью аппликации, росписи отдельных
участков, узелкового крашения.
ОГУРЦЫ
— мотив, пришедший из Индии, часто встречается в шалях и тканях
традиционного направления. Представляет собой овальную форму
с одним вытянутым и загнутым концом. Часто рисунок контура выполняется
в виде гирлянды цветочных форм.
ПАЛАНТИН
— широкий шарф, накидка из ткани или меха.
ПАННО
— декоративная композиция, часто заключенная в раму. Служит
эмоциональным и композиционным центром интерьера.
ПОДРАМНИК
— рама под холст или ткань. Основной особенностью является то,
что все планки имеют с внутренней стороны скос в направлении
сверху-снаружи-вниз-внутрь. Это позволяет натянутой ткани практически
не соприкасаться с деревом рамы.
ПРИСЫПКА СУХИМИ КРАСИТЕЛЯМИ
— один из дополнительных эффектов в росписи ткани.
ПРОМЫВКА УЧАСТКА РОСПИСИ
— удаление красителя с неправильно расписанного участка ткани
с помощью большого количества воды или с использованием спирта.
ПЯЛЬЦА —
круглая рамка для вышивания, состоящая из двух частей. В росписи
используется в качестве рамки для небольших работ круглой формы.
Ткань расписывают в пяльцах, тонируют наружную часть пялец и
готовое панно вешают на стену.
РАППОРТ
— минимальная площадь повторяющегося рисунка. В него входят
сам мотив и расстояние до другого мотива. Повторение раппорта
образует раппортную сетку.
РЕЗЕРВ —
краткое название для резервирующей массы в холодном батике.
РОДСТВЕННО-КОНТРАСТНЫЕ
ЦВЕТА — цвета, расположенные в половине круга.
РОДСТВЕННЫЕ ЦВЕТА
— цвета, расположенные в одной четверти цветового круга.
РОСПИСЬ ПО-СЫРОМУ
— роспись по влажной ткани или бумаге, что дает возможность
смешивать цвета непосредственно на ткани и придает работе акварельность,
мягкость цветовых переходов.
СОЛЕВАЯ ТЕХНИКА
— нанесение соли на отдельные части рисунка, один из способов
создания дополнительного эффекта в росписи.
СУХАЯ КИСТЬ —
один из приемов работы щетинной кистью, на которую набирается
меньшее количество краски или восковой смеси (в батике), что
позволяет каждой ворсинке провести собственную линию, отдельную
от других.
ТАМПОН —
изготовленный из ваты или поролона инструмент для росписи больших
плоскостей фона; ватно-марлевый тампон для переноса рисунка
на ткань способом припороха.
ТРУБОЧКИ —
стеклянные трубочки с загнутым концом и резервуаром в нижней
трети — инструмент для нанесения резерва при росписи в технике
холодного батика.
ТУАЛЬ
— сильно блестящий натуральный шелк, часто используемый для
изготовления шарфов.
ТЬЯНТИНГ, ТЬЯНТИН
— варианты написания названия индонезийского прибора для восковой
росписи — чантинга.
УЗЕЛКОВЫЙ БАТИК
— способ окрашивания ткани с помощью узлов и жгутов, создающих
узор.
ФЛАКОНЫ
для резерва — пластмассовые флаконы с тонкой насадкой. Могут
быть специальные флаконы фирмы «Гутта» с уже готовым резервом,
пустые или флаконы из-под бензина для зажигалок.
ШИТЫЙ БАТИК
— условное название разновидности узелкового батика. Ткань собирается
на нитку, как при наметывании, по линии узора и сильно стягивается.
Краситель не проникает в образовавшиеся мелкие складки, и после
крашения получается узор.
ЭСКИЗ
— предварительный рисунок композиции, в котором выверены и согласованы
все детали. В окончательном виде используется для увеличения
в натуральную величину.