Роспись
ткани на руси
....На
Руси с незапамятных времен известны способы расцвечивания ткани
путем набивания узора, в дальнейшем получившие название печатных
рисунков. Это так называемые различные виды «набойки», от слова
«набить».
....Суть этого способа заключается
в следующем: вырезался узор на доске, затем доска смачивалась
краской, превращаясь в печатную форму (манеру), после чего она
накладывалась на ткань, ее простукивали деревянным молотком
и как бы набивали рисунок на ткань.
 |
 |
....Расцвет
ручной набойки на Руси наблюдался в XVI-XVII вв., хотя дошедшие
до нас образцы ткани говорят о том, что развитие этого вида
украшения ткани относится к X веку.
Старинная русская набойка выполнялась масляной краской, сваренной
на олифе, по льняным и шерстяным тканям. В документах XVI-XVII
вв. термин «набойка» почти не встречается. Ткань с темным орнаментом
по светлому фону обычно называется выбойкой. И только с XVII
в. термин «выбойка» постепенно вытесняется термином «набойка».
Доска, на которой вырезался узор, называлась «манера» или «цветка».
. Великолепные платки Павлова Посада изготовлены с помощью специальных
резных печатных досок. Для каждого цвета вручную изготавливается
отдельная печатная доска. При изготовлении одного платка используют
до 10 печатных досок.
....Несколько позже появился еще
один способ оформления ткани рисунком, уже более близкий к современному
батику, когда использовалась одна доска с узором одинаковой
высоты, но фон оставался не закрашенным с помощью резерва. В
качестве резервирующего состава применялись глина и воск. А
затем и вообще отказались от доски.
 |
....С
помощью кисточки и резерва рисунок наносился вручную прямо на
ткань. Затем ткань опускали в чан (или куб) с краской. Там,
где не было резервирующего состава, ткань окрашивалась. Затем
ткань просушивали, а резервирующий состав смывали горячей водой.
В результате на ткани получался узор на цветном фоне. Этот способ
получил название кубовой набойки.
....Для нанесения узора на ткань
требовалось относительно несложное оборудование. Оно состояло
из верстака-стола, на котором находились ровно выструганные
доски, покрытые сукном. Рядом на скамейке ставился штрифовальный
ящик, дном его служило натянутое сукном, кошма, куда наливалась
краска, которую мальчик-штрифовальщик растирал кистью после
каждого прикладывания резной доски к сукну. Над столом находились
жерди-вешала, через которые набойщик перекидывал набитую ткань
для просушки. Имелись также орудия для растирания и смешивания
красок, котлы или чаны для их заваривания. Процесс набивания
заключается в том, что мастер, ровно расправив на верстаке ткань,
накладывал доску сначала на сукно с краской, находящееся в штрифовальном
ящике, а затем эту окрашенную доску опускал на ткань в местах,
обозначенных по углам иголками. При набивке крупного узора с
большой доски мастер стучал по доске киянкой (палкой с утолщением
на конце) для лучшего отпечатывания краски.
В XVI-XVII вв. русская набойка испытывала влияние искусства
оформления тканей, дошедшее из Китая, Японии. Набивные узоры
выполнялись черной масляной краской. Использовались различные
геометрические формы в виде кружков, шестиконечных звезд по
черному полю льняного полотна. Особенно был распространен рисунок,
изображавший небольших рыбок, с восьми лепестковыми розетками
и мелким горошком. Появляются рисунки с крупными прямыми и косыми
полосами, что безусловно является подражанием восточным тканям
– «дорогим». Затем в оформлении тканей наблюдается переход от
полос с геометрическим орнаментом к растительным формам: стилизованные
тюльпаны, ромашки, гвоздики, васильки. До конца XVII в. в русской
набойке было заметно влияние восточных тканей, особенно в переработке
растительных мотивов окружающей природы.
....Запад, в свою очередь, также
оказал своеобразное влияние на русскую набойку. В ней появились
объемные цветы. В рисунках XVIII в. уже не было той сочности
орнамента и ясного композиционного построения, которые характерны
для тканей XVII в. Не было общей простой композиционной схемы
построения рисунков. В XVIII в. продолжают существовать формы
ромашки, василька, развернутого цветка лотоса, гвоздики и т.д.
А когда появились альбомы с рисунками для тканей из Парижа,
то русская набойка переняла французское толкование орнамента
– изображение райских птиц, пейзажей и бытовых сцен. В первой
четверти XIX в. русская набойка утрачивает черты самобытности.
В 1828 г. в селе Иваново купцом Спиридоновым была установлена
первая ситцепечатная цилиндрическая машина, положившая начало
развитию художественного промышленного оформления тканей.
....Большую известность на всемирных выставках приобрели
набойки ивановских и костромских мастеров. Мастера рисовальщики
и граверы на протяжении многовекового пути развития набойки
отбирали и отшлифовывали узоры, главным украшающим мотивом которых
становились цветы и листья. В каждом растении эти мастера умели
найти главную декоративную характеристику, прорисовать и сколорировать
узор таким образом, что он сливался воедино с тканью, не разрушая
ее плоскости. В декоративных набойках нередки были изображения
сцен деревенской и городской жизни, птиц и зверей. Поражает
мастерство рисовальщиков и граверов, создававших декоративные
композиции, необычайно слаженные, ритмичные, где даже фон между
элементами орнамента воспринимается как узор.